Ключевым шагом в одомашнивании собак стало обретение “лучшим другом человека” способности глядеть нам в глаза, что позволило им скреплять себя с хозяином прочной эмоциональной связью, подобной по силе и механизму формирования тому, как мать или отец привязаны к ребенку.
Собака стала “лучшим другом человека” не только благодаря всеядности и дружелюбию, но и потому, что она научилась глядеть нам в глаза и тем самым устанавливать эмоциональную связь с хозяином, не уступающую в силе привязанности родителя к ребенку, заявляют биологи в статье, опубликованной в журнале Science.
Считается, что человек приручил собак еще в каменном веке, задолго до одомашнивания других животных. Причиной этого могла послужить всеядность предков собак, способных питаться той же животной и растительной пищей, что и их соседи-люди. Пока остается неясным время их приручения — существуют свидетельства как позднего, так и раннего одомашнивания. На роль прародины собак претендуют Алтай, Европа, Ближний Восток и другие уголки Азии.
Такефуми Кикусюи (Takefumi Kikusui) из университета Азабу в Сагамихаре (Япония) и несколько других японских нейрофизиологов неожиданно открыли одну из возможных ключевых причин того, почему именно собаки стали “лучшим другом человека”, наблюдая за колебаниями в уровне гормонов в организме животного и его хозяина.
Во время этих экспериментов авторы статьи заметили достаточно необычную вещь – когда собака и человек смотрели друг другу в глаза, в их крови и мозге одновременно и очень заметно повышался уровень окситоцина – гормона семейного счастья и заботы о потомстве. Нечто подобное происходит с матерями, которые долго смотрят в глаза своим детям.
Кикусюи и его коллеги обратили на это внимание и предположили, что подобным образом животное и хозяин поддерживают эмоциональную связь друг между другом. Они проверили, так ли это, введя небольшую дозу гормона в организм собаки незадолго до эксперимента.
Как показали эти опыты, окситоцин сделал собак более склонными к общению с человеком, заставляя их смотреть в глаза хозяину заметно дольше, чем они это делали в обычных условиях. Что интересно, повышение уровня гормона в организме животного сопровождалось аналогичным ростом концентрации окситоцина в тканях человека несмотря на то, что ученые не вводили гормон в их тело. Нечто подобное наблюдается и в экспериментах с участием родителей и детей: когда взрослым вводили окситоцин, его уровень рос и в организме ребенка.
По мнению Кикусюи, этот феномен может объяснять то, как предкам собак удалось “приручить” человека – они заняли в их сознании место, предназначенное для детей, научившись смотреть в глаза и формировать эмоциональную связь с двуногим источником пищи. Все остальные характерные умения и особенности собак были выработаны уже позднее, в ходе селекции и искусственного отбора.
Comments are closed.